Учебная программа
для учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения
ИНФОРМАТИКА
VI-XI классы
Утверждено
Министерством образования
Республики Беларусь
VI КЛАСС
(35 ч)
Тема 1. Введение в информатику (2 ч)
Понятие об информатике и ее роли в обществе.
Использование технических средств для работы с информацией. Понятие об информатике.
Цель: формирование представления об информации и ее роли в обществе; формирование представления об информатике как науке.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры использования технических средств для
работы с информацией.
Тема 2. Первоначальные примеры работы с персональным компьютером (6 ч)
Функциональные блоки компьютера и их назначение: системный блок, монитор,клавиатура, мышь, принтер.
Понятие о программном обеспечении персонального компьютера.
Понятие об операционной системе. Рабочий стол, файл, папка, диск.
Включение компьютера и завершение сеанса работы с ним. Запуск программ с помощью ярлыков и меню. Завершение работы с программой.
Работа с мышью и клавиатурой. Клавиатурный тренажер.
Загрузка и воспроизведение видео- и звуковых файлов.
Цель: формирование представления о компьютере как совокупности устройств и программ; формирование умений запуска программ, работы с мышью и клавиатурой.
Учащиеся должны уметь:
запускать программы и завершать их работу;
работать с мышью и клавиатурой.
Тема 3. Обработка графической информации (7 ч)
Понятие растрового или точечного изображения. Назначение растрового графического редактора. Элементы интерфейса графического редактора.
Инструменты графического редактора. Создание и редактирование изображений.
Фрагмент изображения. Буфер обмена. Работа с фрагментом изображения: копирование, вырезание, вставка и трансформация фрагмента изображения.
Сохранение и загрузка изображений.
Выполнение практических заданий.
Цель: формирование умений работы с растровым графическим редактором и буфером обмена.
Учащиеся должны уметь:
использовать инструменты графического редактора для создания
и редактирования изображений;
работать с буфером обмена: копировать, вырезать, вставлять
фрагменты изображений;
сохранять изображение, открывать файл с изображением.
Тема 4. Обработка текстовой информации (10 ч)
Назначение текстового редактора. Элементы интерфейса текстового редактора.
Ввод и редактирование текста.
Фрагмент текста. Работа с фрагментом текста: копирование, вырезание и вставка фрагмента текста.
Формирование символов и абзацев: установка шрифта, размера, начертания цвета символов; выравнивание и установка отступа абзацев.
Сохранение текста. Загрузка текста из файла.
Выполнение практических заданий.
Цель: формирование работы с текстовым редактором.
Учащиеся должны знать:
назначение текстового редактора.
Учащиеся должны уметь:
использовать текстовый редактор для ввода и редактирования текста;
копировать, вырезать и вставлять фрагменты текста;
использовать средства форматирования текста;
открывать и сохранять текстовые файлы.
Контрольная работа по теме 4 (1 ч)
Тема 5. Основы алгоритмизации и программирования (8 ч)
Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритмов.
Алгоритмы: линейные, с ветвлением, с повторением.
Способы записи алгоритмов: словесное описание, блок-схема, программа.
Изучение готовых алгоритмов. Составление алгоритмов.
Цель: формирование логического и алгоритмического мышления.
Учащиеся должны знать:
понятие алгоритма, способы записи алгоритмов.
Учащиеся должны уметь:
записывать изученные алгоритмы одним из способов.
Резерв (1 ч)
VII КЛАСС
(35 ч)
Повторение (1 ч)
Тема 6. Информация и информационные процессы (2 ч)
Виды информации. Носители информации.
Информационные процессы: хранение, передача, обработка, поиск информации.
Цель: формирование представлений о видах и носителях
информации, о роли информации и информационных процессов.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры видов и носителей информации, информационных процессов.
Тема 7. Аппаратное и программное обеспечение компьютера (7 ч)
Назначение устройств компьютера: процессора, оперативной памяти. Устройства ввода-вывода: монитор, принтер, сканер, акустическая система, веб-камера. Устройство долговременного хранения информации.
Назначение операционной системы. Способы взаимодействия пользователя
с операционной системой: окна, меню. Назначение панели задач.
Назначение папок: Рабочий стол
, Корзина
.
Назначение файловой системы. Диск, файл, папка, путь к файлу, размер файла
Понятие о файловых менеджерах. программа Проводник
.
Операции с файлами и папками: создание, удаление, поиск, копирование, перемещение.
Понятие о локальной компьютерной сети. Ресурсы локальных компьютерных
сетей. Папка Сетевое окружение
.
Цель: формирование представления о компьютере как совокупности программного и аппаратного обеспечения; формирование знаний о назначении устройств компьютера, о назначении операционной и файловой систем и умений работы с ними.
Учащиеся должны знать:
назначение процессора, памяти, устройств ввода/вывода;
назначение операционной системы, файловой системы.
Учащиеся должны уметь:
выполнять операции с файлами и папками.
Тема 8. Основы алгоритмизации и программирования (12 ч)
Среда программирования. Структура программы, загрузка и сохранение программы.
Понятие типа данных. Числовые типы данных. Понятие переменной.
Организация ввода и вывода данных.
Команда присваивания. Арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, деление, операции целочисленного деления и выражения. Стандартные функции: модуль, квадрат числа. Преобразование типов числовых данных.
Использование графических возможностей языка программирования: точка, отрезок, окружность, прямоугольник.
Цель: формирование логического и алгоритмического мышления.
Учащиеся должны знать:
понятие переменной и ее типа; арифметические операции;
структура программы.
Учащиеся должны уметь:
Записывать арифметические операции и выражения;
составлять и реализовывать линейные алгоритмы на языке
программирования
Тема 9. Компьютерные презентации (8 ч)
Понятие компьютерной презентации. Возможности программы создания презентации. Элементы интерфейса.
Шаблоны и цветовые схемы.
Создание презентации с элементами мультимедиа: текст, графика, звук, видео.
Применение встроенной графики. Эффекты анимации.
Создание презентаций по темам различных учебных предметов.
Демонстрация презентации.
Цель: формирование умений создавать и демонстрировать компьютерную презентацию.
Учащиеся должны знать:
назначение и возможности программы для работы с компьютерными
презентациями.
Учащиеся должны уметь:
создавать, открывать, редактировать, сохранять и демонстрировать
презентацию с элементами мультимедиа.
Контрольная работа по теме 9 (1 ч).
Тема 10. Компьютерные коммуникации и Интернет (3 ч)
Понятие сети Интернет. Основные сервисы: World Wide Web, электронная почта; их назначение.
Понятие веб-страницы, веб-сайта, адрес сайта.
Назначение браузера. Элементы интерфейса браузера.
Вопросы безопасности в сети Интернет.
Цель: формирование представлений о сети Интернет.
Учащиеся должны знать:
назначение основных сервисов Интернета; назначение
программ-браузеров.
Учащиеся должны уметь:
просматривать веб-страницы.
Резерв (1 ч)
VIII КЛАСС
(35 ч)
Повторение (1 ч)
Тема 11. Основы алгоритмизации и программирования (10 ч)
Простые и составные условия. Составной оператор. Запись алгоритмической конструкции "ветвление" на языке программирования. Оператор ветвления. Запись алгоритмической конструкции "повторение" на языке программирования. Оператор цикла с параметром, оператор цикла с предусловием
Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением на языке программирования.
Учащиеся должны знать:
Алгоритмические конструкции "ветвление" и "повторение".
Учащиеся должны уметь:
реализовывать на языке программирования алгоритмы с ветвлением
и повторением.
Тема 12. Технология обработки текстовых документов (10 ч)
Поиск и замена в тексте, проверка правописания.
Создание и форматирование списков, таблиц, колонок.
Вставка, размещение и группировка в текстовом документе объектов: художественного текста, рисунков, формул.
Нумерация страниц. Подготовка документов к печати. Параметры страницы.
Выполнение практических заданий из различных предметных областей.
Цель: формирование умений работы с текстовыми документами.
Учащиеся должны уметь:
использовать возможности текстового редактора для работы с документами;
готовить текстовый документ к печати.
Контрольная работа по теме 12 (1 ч)
Тема 13. Работа с векторной графикой (7 ч)
Понятие векторного изображения. Представление о моделях цвета.
Назначение векторного графического редактора. Элементы интерфейса.
Создание и редактирование векторного изображения.
Операции над объектами векторного изображения: выделение, трансформация, группировка.
Сохранение и загрузка векторных изображений.
Цель: формирование умений работы с векторным графическим редактором.
Учащиеся должны знать:
назначение векторного графического редактора.
Учащиеся должны уметь:
создавать и редактировать векторные изображения.
Тема 14. Вредоносное программное обеспечение и защита информации (2 ч)
Виды вредоносного программного обеспечения и способы защиты от него.
Цель: формирование знаний о видах вредоносных программ и способы защиты информации.
Учащиеся должны знать:
виды вредоносного программного обеспечения и способы защиты от него.
Тема 15. Работа с электронной почтой (3 ч)
Понятие о почтовом сервере. Адрес электронной почты.
Почтовый клиент. Элементы интерфейса.
Элементы электронного письма. Создание, отправка, получение, сохранение, пересылка сообщений, прикрепление файлов к письму.
Создание электронного почтового ящика.
Сетевой этикет и меры безопасности при переписке.
Цель: формирование умений работы с электронной почтой.
Учащиеся должны знать:
элементы электронного письма.
Учащиеся должны уметь:
создавать, отправлять, получать, сохранять, пересылать сообщения,
прикреплять к сообщениям файлы.
Резерв (1 ч)
IX Класс
(35 ч)
Повторение (1 ч)
Тема 16. Представление информации в компьютере (3 ч)
Представление информации в компьютере. Кодирование.
Понятие системы счисления. Двоичная система счисления.
Представление различных видов информации.
Единицы измерения объема информации.
Цель: формирование понятия о представлении информации в компьютере.
Учащиеся должны знать:
единицы измерения объема информации.
Тема 17. Основы алгоритмизации и программирования (11 ч)
Структурированный тип данных: массив. Работа с одномерными числовыми массивами: описание массивов, способы ввода и вывода элементов массива. Поиск элементов с заданными свойствами, выполнение арифметических действий над элементами массива, преобразование элементов массива.
выполнение практических заданий.
Цель: Формирование логического и алгоритмического мышления.
Учащиеся должны знать:
понятие массива.
Учащиеся должны уметь:
вводить и выводить элементы массива, выполнять арифметические действия
над элементами массива, осуществлять поиск элементов с заданными
свойствами, преобразовывать элементы массива.
Тема 18. Основы анимации (12 ч)
Виды анимации. Инструменты и методы анимации.
Создание и редактирование объектов. Работа с цветом. Импорт и использование изображений. Слои. Кадры. Шкала времени. Покадровая анимация. Автоматическая анимация: движения, формы.
Работа с текстом.
Цель: формирование умений создавать анимации.
Учащиеся должны знать:
виды анимации.
Учащиеся должны уметь:
создавать и трансформировать объекты; применять типовые инструменты
и методы создания покадровой и автоматической анимации.
Контрольная работа по теме 18 (1 ч)
Тема 19. Информационные ресурсы сети Интернет (6 ч)
Аппаратное обеспечения для подключения к сети Интернет.
Организация службы WWW. Понятие о веб-сервере, системе адресов.
Знакомство с национальными информационными ресурсами. Образовательные ресурсы Интернета.
Поиск и интернете информации из различных предметных областей.
Сохранение информации.
Цель: формирование умений поиска информации в сети Интернет.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять поиск информации в Интернете; сохранять информацию.
Резерв (1 ч)
X КЛАСС
(35 ч)
Повторение (1 ч)
Тема 20. Хранение информации (2 ч)
Назначение программ архивации. Создание архивных файлов. Извлечение файлов из архива.
Цель: формирование знаний о назначении программ-архиваторов.
Учащиеся должны знать:
назначение программ-архиваторов.
Учащиеся должны уметь:
создавать архивный файл и извлекать файлы из архива.
Тема 21. Цифровые устройства для обработки информации (2 ч)
Цифровые устройства. Совместное использование цифровых устройств и компьютера.
Цель: формирование представления о назначении цифровых устройств.
Учащиеся должны знать:
возможности совместного использования цифровых устройств и компьютера.
Тема 22. Основы алгоритмизации и программирования (8 ч)
Символьные и строковые величины. Операции над символьными и строковыми величинами. Стандартные процедуры и функции для работы с символьными и строковыми величинами.
Выполнение практических заданий из различных предметных областей с использованием символьных и строковых величин.
Цель: формирование логического и алгоритмического мышления.
Учащиеся должны знать:
операции над символьными и строковыми величинами.
Учащиеся должны уметь:
составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых
величин.
Тема 23. Информационные модели (4 ч)
Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей.
Структурирование информации с использованием информационных моделей.
Цель: дать представление о структурировании информации.
Учащиеся должны знать:
понятие информационной модели.
Тема 24. Обработка информации в электронных таблицах (12 ч)
Понятие электронной таблицы. Структура таблицы: ячейки, столбцы, строки. Типы данных в электронной таблице.
Назначение табличного процессора.
Ввод и редактирование данных: чисел, текста, формул. Копирование и перемещение содержимого ячеек. Форматирование таблицы.
Ссылки: относительные, абсолютные. Использование стандартных функций для нахождения суммы, среднего арифметического, поиска минимального или максимального значений.
Сортировка данных.
Построение диаграмм.
Подготовка таблицы к печати.
Выполнение практических заданий из различных предметных областей.
Цель: формирование умений работы с электронными таблицами.
Учащиеся должны знать:
понятие электронной таблицы;
структуру электронной таблицы;
типы данных в электронной таблице;
назначение табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
обрабатывать данные в электронных таблицах с использованием
относительных и абсолютных ссылок, формул, стандартных функций;
строить диаграммы; выполнять сортировку данных.
Контрольная работа по теме 24 (1 ч)
Тема 25. Компьютерные коммуникации и Интернет (3 ч)
Разновидности электронных коммуникаций.
Общение в сети Интернет. Форумы, чаты, блоги, интернет-пейджеры. Социальные сети.
Меры безопасности и правила этикета при общении в сети Интернет.
Цель: формирование представлений об электронных коммуникациях и умений работы в сети Интернет.
Учащиеся должны знать:
разновидности электронных коммуникаций, средства общения в сети
Интернет.
Резерв (2 ч)
XI КЛАСС
(35 ч)
Повторение (1 ч)
Тема 26. Основы веб-конструирования (12 ч)
Использование офисных приложений для создания веб-страниц.
Основные понятия языка гипертекстовой разметки документов HTML. Структура HTML-документа. Гиперссылки.
Редактор визуального веб-конструирования. Элементы интерфейса. Элементы оформления веб-страницы.
Графика на веб-страницах. Подготовка изображений для Интернета.
Разработка фрагментов сайтов по различным предметным областям.
Цель: формирование представления о гипертекстовой разметке документов, инструментах веб-конструирования.
Учащиеся должны уметь:
создавать фрагменты сайта.
Контрольная работа по теме 26 (1 ч)
Тема 27. Основы алгоритмизации и программирования (9 ч)
Составление алгоритмов и программ по выполнению практических заданий из различных предметных областей.
Цель: формирование логического и алгоритмического мышления.
Учащиеся должны уметь:
составлять программы для решения практических задач.
Тема 28. Обработка информации в СУБД (8 ч)
Понятие базы данных. Назначение системы управления базами данных - СУБД. основные элементы интерфейса СУБД.
Создание таблиц базы данных. Ввод и редактирование данных. Связывание двух таблиц.
Формирование запросов на выборку данных. Сортировка данных. Создание отчетов.
Выполнение практических заданий из различных предметных областей.
Цель: формирование представления о назначении и возможностях баз данных.
Учащиеся должны знать:
назначение СУБД.
Учащиеся должны уметь:
создавать таблицы базы данных; формировать запросы на выборку
данных; сортировать данные в таблице; создавать отчеты.
Тема 29. Информационные системы и технологии (2 ч)
Понятие информационной системы. Понятие информационной технологии.
Использование информационных технологий в образовании.
Цель: формирование представления об информационных системах и технологиях.
Учащиеся должны знать:
понятия "информационная система", "информационная технология".
Резерв (2 ч)